Архетипы

К чему снятся архетипы - толкование сновидения в популярных сонниках. Узнать онлайн, что предвещает сон архетипы.

Толкования из разных сонников

Архетипы по соннику Психоаналитический Сонник В.Самохвалова

Архетипы – прообразы базисных особенностей личности. Термин восходит к представлениям о прототипе строения, лежащем в основе реально существующих форм организмов (прарастение, праязык, праживотное). Понятие архетипа может быть распространено на морфологию (конституцию), поведение, сознание и так далее. Культуральные прототипы связаны с поискам истоков данного этноса и культуры. Психодиагностические единицы, например типологии личности, также являются архетипами. Согласно аналитической психологии существуют три основных составных части индивидуальной личности, которые встречаются в сновидениях как отдельные фигуры, – иногда они похожи на знакомых людей, иногда выступают как воображаемые характеры или символические олицетворения. Чаще они воспринимаются как нечто значимое и существенное с чертами загадочности. В фантазиях и сновидениях эти образы нередко бывают осевыми и посещают нас на протяжении многих лет. Они определяют принятие или аверсию (отвержение) нами других людей и себя. На архетипы указывают отдельные сюжеты, число которых ограничено (до шестнадцати), и множество вариаций. Такие сюжеты относятся к мифологемам. Предполагается что, каждая мифологема связана с определённой стилистикой поведения – бихевиоремой, которая выступает как интуитивное стремление к конкретной стихии, цвету, интересам, внешнему образу. Каждый, даже искусственно созданный, имидж сводится к архетипу. Негативная сторона личности получила название его Тени, она является олицетворением недостатков и слабостей. Теневые стороны можно обнаружить в Оно (деструктивные желания), Эго (неверное отношение к себе и окружающим) и Сверх Я (негативная мораль). Анима, или, когда речь идёт о женщине, Анимус, являются воплощением противоположного пола в бессознательном: у мужчин это всё женское и эмоциональное; у женщины – её мужские атрибуты. Самость – высший потенциал, который индивид способен достигнуть и который может общаться с ним через сновидения. Таким образом, Самость – неопределённая фигура, потенциальное становление чего-либо в будущем. Противоположности могут быть интегрированы в личности, и благодаря этому человек может стать целостной, многосторонней реальной Самостью. Несмотря на неоднозначный характер компонентов сознания, утрата любого из них, в том числе Тени, приводит к глубоко деструктивным переживаниям. Неспособность осознания Тени выражается как игнорирование собственной негативности и неверный прогноз собственных поступков, а также поведения других людей. Так как основным качеством внутреннего психического состояния является энергия, каждое из сновидений представляет различные точки её приложения и указывает на степень выраженности данной энергии. Фактически – это энергия инстинктов, обусловленная конечным числом гормонов, которое может синтезировать наш организм. При подходе к архетипам важно рассматривать сюжет сна от начала до конца, при этом каждый архетип будет имеет собственную территорию, без вторжения на территории других. Постоянный конфликт вдоль этих границ укрепляет характер, а все части (Анимус, Анима, Тень), первоначально дифференцированные в онтогенезе, в конце концов интегрируются в целостную личность, ядром которой является Самость. Воплощением такой Самости является стилистика завершённого, кристаллизованного сюжета фантазии или сновидения. В этих случаях обычно личная мифологема соответствует по своей окраске культуральной. Тогда возникает ощущение понимания и принятия Мира. Мысли, сомнения, эгоцентризм, эгоизм в большей степени относятся к Эго-эгоцентризму – неистинной Самости, поскольку истинная Самость интегрирует личность в целом и носит социальное звучание. "Я" в сновидениях и фантазиях. Эго является лишь частью целостной Самости, и его конфликты с другими силами внутри личности доминируют в сновидениях. Наиболее устойчивым свойством Эго является преувеличение собственной личности, а также поглощение всех аспектов Самости. Это приводит к ригидному, искажённому и материалистическому взгляду на действительность, то есть игнорируются потенциальные возможности и духовная сфера. Так возникает эгоцентризм, недоверие к другим, слабое принятие любви. В результате данного процесса в сновидении открываются огромные пространства, перспективы и происходит экспансия деструктивной энергии бессознательного (шторм, буря). При слабости Эго возникает подчиняемость и неуверенность. С другой стороны, Эго, являясь основным рецептивным органом (сознательного и бессознательно), то есть своеобразным гидом реальности, может находиться в реальной опасности. В этом случае Эго вынуждено защищаться с помощью ригидности, отказа от части себя, с помощью построения интеллектуальных конструкций. Эго формируется последовательно в детстве из Оно в результате столкновения с действительностью. Поэтому в каждом из нас существуют, фактически, последствия влияния окружающих, прежде всего родителей. Система Я включает в себя соматическую, телесную часть (самоощущение и представление о своем теле), коммуникативную часть (отношение к другим людям и вещам и представления об отношении ко мне) и дистанцированную часть (представление о границах собственной души или влиянии на духовные процессы других). Внутри структур Я, а также между этими структурами и образованиями Оно и Сверх Я происходят психодинамические уравновешивающие процессы. Избыточное развитие какой-либо части Я приводит к недоразвитию другой, то есть, возможно формирование асинхронного (амбивалентного) Я, что и наблюдается при психопатологии. Вытесненная сторона индивида, часть его никогда не развитого потенциала, сторон характера, которые всегда недооцениваются и нередко фрустрированы. Каждый имеет свою индивидуальную Тень, и она почти всегда является наихудшей стороной личности. Существуют редкие исключения из этого правила, встречающиеся у индивидов, сознание которых подразумевает, что Тень индивида является олицетворением лучшей стороны. Сенситивный альтруист, следовательно, будет иметь брутальную эгоцентрическую Тень, отважный индивид – трусливую Тень. Осознание Тени – путь большего понимания других, интуитивного восприятия отношений в группах. Осознание Тени часто приводит в чувство нормальные инстинкты, видимые реакции, творческие импульсы, которые преданы забвению сознательным. Недооценка себя подразумевает большой потенциал развития именно благодаря Тени. В сновидениях Тень выступает как фигура того же пола, но с необычными для индивида поступками. Тёмная сторона нас самих не может быть истреблена одним лишь игнорированием. Одним из наиболее очевидных путей открытия внутренних качеств является навязчивое и сверхэмоциональное неприятие (например гомосексуальности, алкоголизма, демонстративности) или сверхценная оценка данных качеств у других людей. Существует множество описаний ошибочных проекций личности, которые разрушались во внешнем мире войной или борьбой, а во внутреннем мире бредом или паранойей. Бред является фактической внутренней борьбой против неосознанной Тени. Оценка интеграции Тени в личность становится наиболее ясной в случае юнгианского рассмотрения личности в рамках экстраверта и интроверта. Экстраверт содержит жало интроверта, интроверт содержит жало интроверта. Это становится особенно очевидно при наблюдении реакции на сверхсильный стресс, когда сенситивный интроверт совершает героический поступок. Жизнь, сфокусированная исключительно на внешнем мире или всецело посвящённая внутренней сфере, неизбежно ограничивает индивида и приводит ко многим заблуждениям. Для интроверта личностный рост выражен как уход в мир солнца и деревьев, для экстраверта личностный рост есть расчёт на свои внутренние способности, возможности. Но для обоих типов данные стратегии должны быть усвоены и новый опыт в другой стратегии не должен игнорироваться, поскольку он расширяет горизонты и даёт возможность понять Другого. В случае игнорирования индивидуумом данной стороны он не только будет исключать себя из других сфер, но и придёт к некомпетентности, и тогда даже отношения экстраверта с внешним миром будут способствовать фальшивой игре, т. к. он не принимает во внимание внутренние факторы. Подобным образом конфликт интроверта с внешним миром будет нарушать даже его внутреннее спокойствие, на которое он тратит так много сил. В сновидениях – фигура противоположного пола по отношению к сновидящему. Известно, что молодые люди впервые вступают в мир любви с собственной идеей женщины/мужчины, проецируют данную мечту на любимое лицо и приходят в шок в случае сильного различия их мечты с реально существующим лицом. Эта идея и есть Анима/Анимус. Феминная фигура в мужчине и маскулинная в женщине получили название соответственно Анима и Анимус; они играют многие другие роли в жизни индивида. Предположение о существовании данных образований вocxoдит к представлению об исходной бисексуальности, точнее гермафродитичности человека, которая разрешается доминированием конкретного полового сознания в возрасте около пяти лет. То есть у каждого человека можно говорить о степени вклада мужского и женского. Этот вклад даже количественно может быть определён в поведении (стилистика мимики, позы, жеста) и конституции (индекс полового диморфизма). С точки зрения этологии целый ряд поведенческих элементов человека проявляется именно при общении с представителями противоположного пола (поведение флирта), но даже отдельные элементы поведения у мужчин и женщин имеют разные оттенки. Например, при стрессе женщины чаще прикасаются к волосам и груди, а мужчины демонстрируют агрессивно-предупредительные признаки поведения. Мозг мужчины отличается от мозга женщины, в частности, тем, что у женщин более развито каллёзное тело. Конфликты соотношений Анимы и Анимуса с внешним миром могут привести как к напряжённости между мужем и женой, так и к конфликтам между матерью и сыном и т. д. В дальнейшем этот внутренний гермафродитный (амбивалентный) потенциал может быть либо реализован и осознан, ли проигнорирован с одним из двух следующих результатов. В одном случае женщина становится истерически эмоциональной, а мужчина строгим и сдержанным. В другом случае низшие, то есть противоположные для данного пола, функции могут овладеть индивидом, и тогда мужчина становится погожим в своём поведении на женщину, у него возникает сентиментальность, капризность, нестабильность, в то время как женщина стремится к авторитарности, ориентируется на интеллектуальные утверждения или, проще говоря, становится сварливой. Охваченность противоположным половым сознанием нередко считается нормой для позднего возраста, то есть часто женщины в старости маскулинизируются, а мужчины феминизируются. Между тем, семьи, в которых наблюдаются данные сочетания, относительно стабильны именно благодаря взаимному дополнению противоположностей. Если бы ближе подойти к терминам Анима и Анимус, то можно заметить, что они являются источниками понимания противоположного пола. То есть близкий нам человек способен нередко понять именно нашу противоположную сущность, именно за это качество мы его и ценим. Эта сущность может, например выступать в хобби, о котором нам интереснее говорить, чем о своей работе.

Архетипы по соннику Лоффа

Архетипы – это компоненты коллективного бессознательного, наделенные рядом характерных признаков. Например, многие во сне совершают героические поступки. Всем известно, что героический поступок – это результат восприятия человеком идей добра и жертвенности, проявление человека в образе архетипного героя—спасителя. В жизни существует много архетипов. В ходе своих исследований по психологии человека и мировых мифологий Карл Юнг охарактеризовал многие из них. Во многих этнических культурах и религиозных общинах существуют мифы, в которых воплощена окончательная версия различных архетипных опытов. Примерами героев могут служить Геркулес или Синдбад. В переходные моменты нашей жизни мы склонны отождествлять себя с архетипами. Перемены обычно вызывают в нас беспокойство и заставляют переосмысливать собственное поведение. Вы заканчиваете студенческую жизнь и начинаете работать, переходите от холостяцкой жизни к супружеству, прощаетесь с бездетностью и становитесь родителем – вот лишь некоторые примеры перехода от одного архетипа к другому.

Архетипы в сновидениях: ключ к пониманию подсознания

Сны с участием архетипических образов считаются одними из самых значимых в психологии сновидений. Эти универсальные символы, описанные Карлом Юнгом, отражают глубинные структуры нашей психики и помогают понять скрытые аспекты личности.

Почему архетипы появляются в наших снах?

Архетипические образы возникают в сновидениях, когда наша психика пытается:

  • Компенсировать односторонность сознательной установки
  • Указать на необходимость личностного роста
  • Предупредить о внутренних конфликтах
  • Подготовить к важным жизненным изменениям

Частота появления архетипов в снах увеличивается в периоды кризисов, переходных этапов жизни или когда человек сталкивается с необходимостью серьезных изменений.

Тень: встреча с темной стороной личности

Тень представляет все, что мы в себе отрицаем или подавляем. В сновидениях она может появляться как:

  • Фигура того же пола, вызывающая страх или отвращение
  • Преступник, преследователь или монстр
  • Неприятный знакомый, которого мы недолюбливаем
  • Темное животное (черная собака, змея, паук)

Сны с Тенью часто сопровождаются чувством тревоги, стыда или вины. Однако встреча с этим архетипом - важный этап самопознания. Осознание своей Тени позволяет:

  • Стать более целостной личностью
  • Лучше понимать мотивы других людей
  • Обрести доступ к скрытым творческим ресурсам
  • Избавиться от проекций на окружающих

Анима и Анимус: образы противоположного пола

Эти архетипы представляют женское начало в мужчине (Анима) и мужское начало в женщине (Анимус). В сновидениях они могут проявляться как:

  • Идеализированные образы возлюбленных
  • Таинственные незнакомцы
  • Мифологические персонажи (богини, герои)
  • Символические фигуры (феи, рыцари, мудрецы)

Особенности Анимы в мужских снах:

Анима часто появляется в четырех основных образах, отражающих этапы развития мужской психики:

  1. Ева (первичный женский образ, связанный с инстинктами)
  2. Елена (романтическая, эстетическая составляющая)
  3. Мария (духовный, сакральный аспект)
  4. София (мудрость, интеграция женского начала)

Проявления Анимуса в женских снах:

Анимус также проходит несколько стадий развития:

  1. Физическая сила (атлет, воин)
  2. Действие (путешественник, авантюрист)
  3. Слово (оратор, учитель)
  4. Смысл (философ, духовный наставник)

Самость: символ целостности

Архетип Самости появляется в снах как символ завершенности и гармонии. Его основные проявления:

  • Мандала (круг, квадрат, крест в круге)
  • Мудрый старец или старуха
  • Божественные образы
  • Драгоценные камни (особенно алмаз)
  • Цветок лотоса или роза

Сны с архетипом Самости часто сопровождаются чувством покоя, умиротворения и глубокого смысла. Они указывают на:

  • Процесс индивидуации (становления целостной личности)
  • Гармонизацию противоположностей в психике
  • Связь с коллективным бессознательным
  • Духовное пробуждение

Другие важные архетипы в сновидениях

Персона (Маска)

Отражает социальные роли, которые мы играем. В снах проявляется как:

  • Различные костюмы или униформы
  • Маски (театральные, ритуальные)
  • Образы публичных персон

Мудрый Старец

Символизирует мудрость, знания и духовное руководство. Может появляться как:

  • Старый мудрец, учитель
  • Волшебник, шаман
  • Библейские или мифологические персонажи

Великая Мать

Представляет материнское начало, природу, плодородие. В снах проявляется через:

  • Образы матери, бабушки
  • Богинь (Деметра, Исида, Дева Мария)
  • Природные символы (земля, пещера, море)

Как работать с архетипическими снами?

Для глубокого понимания снов с архетипами рекомендуется:

  1. Записывать сны сразу после пробуждения, фиксируя все детали и эмоции
  2. Анализировать символы - какие ассоциации вызывают образы из сна?
  3. Исследовать мифологию - многие архетипы имеют параллели в мифах и сказках
  4. Обращать внимание на повторяющиеся темы - они указывают на важные аспекты развития личности
  5. Обсуждать сны с психологом или в группе
  6. Творчески выражать образы из сна через рисунок, танец, письмо

Архетипы в разных культурах

Хотя архетипы универсальны, их конкретные проявления могут различаться в зависимости от культурного контекста:

В восточных традициях

Архетипы часто связаны с концепциями кармы, реинкарнации и духовного просветления. Например:

  • Бодхисаттва (просветленное существо)
  • Даосский мудрец
  • Кундалини (змеиная энергия)

В западной культуре

Преобладают архетипы, связанные с индивидуализмом и личным развитием:

  • Герой (спаситель, победитель дракона)
  • Трикстер (обманщик, нарушитель правил)
  • Король/Королева (символы власти и порядка)

В славянской традиции

Архетипы часто связаны с природными циклами и коллективными ценностями:

  • Мать-Сыра-Земля
  • Домовой (хранитель домашнего очага)
  • Баба Яга (двойственный образ мудрости и опасности)

Примеры архетипических снов и их толкование

Сон 1: Погоня в темном лесу

Сюжет: Вы бежите по темному лесу, за вами гонится невидимое существо. Вдруг перед вами появляется старый мудрец, который указывает путь к свету.

Архетипы: Тень (преследователь), Мудрый Старец (помощник)

Толкование: Сон отражает внутренний конфликт и поиск решения через мудрость и самопознание.

Сон 2: Подводный храм

Сюжет: Вы ныряете в глубины океана и обнаруживаете древний храм с золотой статуей богини.

Архетипы: Великая Мать (богиня), Самость (храм как символ целостности)

Толкование: Погружение в бессознательное открывает доступ к сакральным знаниям и женской мудрости.

Как интегрировать архетипические образы в повседневную жизнь?

Осознание архетипов может значительно обогатить вашу жизнь:

  • Развивайте диалог с внутренними образами - задавайте им вопросы, прислушивайтесь к ответам
  • Находите баланс между архетипами - не подавляйте Тень, но и не позволяйте ей доминировать
  • Используйте архетипы для творчества - пишите, рисуйте, сочиняйте музыку, вдохновляясь ими
  • Обращайте внимание на "синхроничности" - значимые совпадения в реальной жизни после архетипических снов
  • Практикуйте активное воображение - метод Юнга для работы с образами бессознательного

Архетипы как проводники в мир сновидений

Сны, наполненные архетипическими образами, представляют собой уникальную возможность заглянуть в глубины собственной психики. Они открывают доступ к коллективному бессознательному, где хранятся универсальные паттерны человеческого опыта.

Понимание языка архетипов позволяет не только лучше интерпретировать свои сны, но и осознанно участвовать в процессе личностного роста. Как писал Карл Юнг: "Кто смотрит вовне - видит сны, кто смотрит внутрь - пробуждается".

Регулярная работа с архетипическими сновидениями может стать мощным инструментом самопознания, помогая нам стать более целостными, осознанными и творческими личностями.